Frostpunk — обзор

Обзор Frostpunk: даже лучше, чем This War of Mine?

У вас совесть есть? А моральные принципы? Или, может, лидерские качества? Если мните себя хорошим человеком, новая игра поляков из 11 bit заставит вас в этом усомниться. Здесь даже джентльмены с Даунинг-стрит дерутся за место у буржуек и крадут друг у друга баланду, а уж когда заходит речь об управлении их сообществом, избегать крайностей становится чертовски сложно. Так что не говорите «гоп», пока зажатая среди ледников колония не пережила первые заморозки.

На честном слове и паровом котле

Когда-то о Британской империи говорили, что над ней никогда не заходит солнце. В альтернативной истории от этого факта мало проку: небесное светило, конечно, никуда не делось — оно просто перестало согревать Землю, а на Европу надвинулись ледники, принеся гибель миллионам людей и животных. Лишь небольшой группе лондонцев удалось добраться до угольного генератора, вокруг которого они должны возвести последний оплот цивилизации. Погода портится день ото дня, поэтому счёт идёт на минуты. И это обстоятельство, равно как и строго заданная топография, отличает Frostpunk от жанровых собратьев.

Хотя правила игры просты и понятны любому. Отправляем людей к окрестным кучам мусора на сбор стройматериалов и угля, а когда подножные ресурсы подходят к концу — оборудуем шахты. Разметка улиц ограничивается прокладыванием дорог из досок, вершина инженерной мысли — паровой робот автоматон, пригодный для использования в экстремальных условиях. А из всех развлечений — бойцовский клуб, паб да бордель. В мастерской можно исследовать новые типы зданий и методы обогрева — скажем, увеличить полезный радиус генератора и установить на рабочих местах печки. Или изобретать протезы для инвалидов, чтобы те вернулись к работе, — тоже полезная штука.

Оба класса жителей — и корпящие над чертежами инженеры, и таскающие мешки работяги — нуждаются, по сути, в одном и том же. Хотят досыта есть, ночевать в тепле и не горбатиться по двадцать часов в сутки. Уж всяко лучше, чем прозябать на лесопилке при минус пятидесяти, жить в продуваемой всеми ветрами палатке и давиться там кашей с опилками, а затем отморозить ногу и оставить её на столе у хирурга, — во Frostpunk возможно и такое развитие событий. Но в какой бы ад ни скатывалась жизнь колонии, это всегда результат ваших решений. Стратегия до жути скупа на сюрпризы — даже там, где это пришлось бы к месту. Например, во время одной из вылазок за припасами скауты могут либо убить медведей, либо погибнуть от них, но беженцы, которым угрожали животные, спасутся в обоих случаях.

С точки зрения строительства и роста поселения геймплей предлагает от силы треть возможностей, доступных в больших ситибилдерах вроде сериала Anno. И ограничься Frostpunk такой программой-минимумом, о ней не стоило бы даже говорить. Но произведение 11 bit раскрывается с другой стороны, с эмоциональной: главная трудность каждого из трёх сценариев — добраться до финала, сохранив веру в человечество, чувство собственной справедливости и гуманизма.

Интимные надежды отморозков

Мы привыкли к тому, что люди в стратегиях — ключевой ресурс. Это и рабочие руки, и электорат, и армия, и силы правопорядка. Однако в условиях ледяного апокалипсиса народ становится обузой, поэтому чем больше жителей грудится вокруг генератора, тем чаще возникают проблемы. Эти недовольны заботой об инвалидах (хотя иждивенцам дают всего-то полпайки), те бунтуют из-за дефицита еды. А вот шахтёр получил травму от автоматона — и теперь горняки требуют замедлить роботов ради безопасности. Но как поступить в ситуации, когда машина гораздо ценнее человека? Ведь она стоит целой бригады, действует круглосуточно и в любой мороз, а попробуй ввести сверхурочные для живых трудяг — затеют стачку. Frostpunk даже не штрафует за отказ приютить беженцев. На нет и спроса нет. Только окоченевшие трупы в снегу останутся на вашей совести.

Авторы нарушают и другое клише жанра — безликость толпы, где каждый представляет собой серого, усреднённого обывателя. Тут всё иначе, в чём несложно убедиться, отвечая на личные жалобы и следя за показателями настроений в общине — надеждой и недовольством. Жёсткие меры, вроде продления смен, сокращения калорий в пище или использования детского труда, раздражают людей, но закон о радикальной медицине, обязывающий врачей ампутировать обмороженные конечности, тоже вызывает возмущение. Спасение жизни любой ценой им, видите ли, не по душе. А что тогда нравится?

Отвечая на этот вопрос, вы погрязнете в политиканских манипуляциях. Людей тошнит от водянистой похлёбки? Ничего, запьют её пивом в пабе и будут давиться пустым супом дальше. Кого-то тревожит гибель родственников? Пусть похоронят усопших под речь бригадира и возвращаются со спокойной совестью к станкам. Ребёнок травмировался в штольне — это, конечно, плохо. Но дайте ему выходной — и народное негодование стихнет. Детки, меж тем, останутся при деле. Frostpunk не первой показывает, как цель оправдывает средства, но делает это со свойственным творчеству 11 bit размахом и драматизмом.

Каждый сценарий, кроме вереницы личных трагедий, предлагает глобальную дилемму. Скажем, угомонить смутьянов полицейскими мерами или при помощи религии? Бросить все силы на обогрев хранилищ с редкими растениями или рискнуть флорой ради спасения соседей из Нью-Манчестера? Хорошая концовка здесь возможна, но с парой-тройкой оговорок. Каждый из нас хочет быть честным и добрым — разработчикам это прекрасно известно, и они мастерски обыгрывают ваши надежды. Так что, начав партию с благими намерениями, геймер рискует скатиться к самой низкопробной диктатуре или религиозному мракобесию с отрядами ревнителей веры, которые преследуют диссидентов.

Кусочек льда с огранкой

На атмосферу работает и то, насколько глубоко авторы углубляются в темы, характерные для XIX века. Детский труд, социальный дарвинизм и даже альтернативная история с оттенком пессимизма, в чём англичане опередили прочие нации. Достаточно вспомнить книгу 1905 года «Упадок и разрушение Британской империи», где описан захват Индии русскими, а Австралии — японцами. Об отсылках к малому ледниковому периоду мы уже говорили в превью, но нелишне напомнить, что это могло стать отправной точкой при разработке концепции. Вроде мелочи, на которые большинство не обратит внимания, а всё же приятно иметь дело с продуманным до таких контекстов произведением.

Frostpunk можно назвать стратегией для тех, кто не питает особой привязанности к жанру. Фанаты задач по логистике, скрупулёзные бухгалтеры, придирчивые архитекторы и любители перепроходить одну карту ради новых решений рискуют разочароваться. Зато люди, ищущие эмоциональной вовлечённости, останутся довольны на все сто. Игра напоминает украшение изо льда: через какое-то время шедевр растает, но от него глаз не оторвать, пока он сверкает гранями на солнце.

Достоинства:

  • в правила вникаешь с полпинка;
  • интересный сеттинг;
  • атмосфера безнадёги, тревоги и выживания;
  • внимание к деталям;
  • можно пасть на дно аморальности;
  • можно взмыть на вершину гуманизма;
  • цена не кусается.

Недостатки:

  • всего три сценария;
  • по меркам стратегий здесь куцый набор возможностей;
  • случайность отсутствует как фактор;
  • огрехи русского перевода.

Выходные данные

  • Платформы: PC
  • Разработчик: 11 bit studios
  • Издатель: 11 bit studios
  • Дата выхода в России: 24 апреля 2018
  • Локализация: русский интерфейс
  • Похожие игры: Banished, They Are Billions, This War of Mine
  • Стоит ли покупать сейчас? Да

Но вы держитесь: обзор Frostpunk

Любая классическая стратегия — это игра про выживание. Неважно, какая именно стратегия: экономическая, градостроительная, военная — любая. Всегда одна и та же история: рано или поздно тебя зажимают со всех сторон, засыпают проблемами и задачами, и нужно одновременно руководить массой процессов, часто запутанных и противоречивых, чтобы все не развалилось. Новая игра Frostpunk берет эту идею и доводит до абсолюта.

Она с порога говорит, что все плохо, и дальше будет лишь хуже. Жанр стимпанка встречает жанр постапокалипсиса. Альтернативная история, конец XIX века, без предупреждения наступает новый ледниковый период, и последние люди строят города вокруг огромных генераторов. Главная задача — выжить. Погода будет портиться, ресурсы будут заканчиваться, люди будут болеть, умирать, возмущаться и подвергать сомнению твои решения. Отсюда вторая, уже неофициальная задача — удержать народ под контролем. У людей есть два параметра: надежда и недовольство. Если надежда падает или недовольство достигает максимума, и тебе не удается исправить положение в короткие сроки, то тебя выгоняют умирать на мороз.

Пока в игре три сценария: основной и два дополнительных. Все они предлагают уникальные конфликты. Основной сценарий длится немного дольше остальных и призван показать Frostpunk во всей красе. Там ты строишь новый город для бывших жителей Лондона. Этот сценарий как раз показывали в февральской бете, но не до конца. В полной версии он приводит к логичным, но жестким выводам: ты должен построить тоталитарное общество. Другого выхода нет. Что бы ты ни делал, рано или поздно приходит очень дурная новость, надежда падает в пол, и приходится выбирать — строить полицейское государство или религиозное государство. Если подумать, одно и то же, хотя играется немного по-разному. У тебя либо сторожевые башни и тюрьма, либо церковь. Либо звучат пропаганда и запугивания, либо молитвы.

Тем временем погода становится еще страшнее, среди жителей появляются революционеры, а ты все еще должен не дать городу погибнуть. Люди по-прежнему болеют, умирают, хотят есть, им нужны теплые дома и рабочие места, потребности продолжают расти, давление тоже растет — и в какой-то момент ты просто вынужден делать еще больше полицейских, еще больше пугать. Тебя засыпают проблемами. Если кто-то умирает, недовольство растет. Если заканчивается уголь и отключается генератор, недовольство тоже растет. Если включаешь ночную смену, чтобы добыть угля и включить генератор, недовольство снова растет. А еще ты можешь раздавать обещания, которые, невыполнение которых больно ударит по твоей репутации.

Если в начале основного сценария все только грустно, безнадежно и местами противоречиво, то потом в тебя вкачивают натурально конские дозы адреналина и драмы. В конце буквально все трещит по швам, и ты словно пилот самолета, у которого отказали двигатели и шасси, но ты пытаешься его посадить. Особенно впечатляет, когда играешь впервые и не знаешь проблем, запланированных по сценарию. Когда тебе кажется, что хуже не будет, становится хуже.

В дополнительных сценариях чуть меньше драмы, а конфликты более специфические, но пыхтишь ты не меньше. В одном из них ты помогаешь странствующим инженерам, которые везут ценный груз. С тобой нет детей и рабочих — только инженеры и машины. Ты разбиваешь лагерь, где сможешь переждать шторм, а затем выясняется, что рядом есть город, который нуждается в помощи. Там слишком много людей, ты не сможешь забрать их с собой, а потому единственный выход — собрать тонны ресурсов и безвозмездно отдать. А тут еще шторм надвигается, времени в обрез, и решения нужно принимать быстро. Где брать ресурсы, как их брать — это серьезный вопрос, потому что тебе тоже нужно делать большие запасы. А это уже конфликт интересов. И тут многое зависит от самого игрока — сможет ли он цинично бросить людей или попытается всех спасти. А если попытается, то сможет ли? То есть, игра ставит перед тобой моральный выбор, а потом заставляет неоднократно сомневаться в своем решении.

А третий сценарий возвращает к более социальным проблем. Ты снова строишь обычный город, но в этот раз — на краю моря. Теперь нужно справляться с огромными потоками беженцев. То есть, можно почувствовать себя Евросоюзом. В город сотнями приходят люди и просят укрытие. Кому-то можно отказывать, кому-то нет. Но когда принимаешь беженцев, то резко поднимаются запросы на дома, тепло, еду, медицину и все остальное — и с этим нужно справляться. В дело включается даже классовое неравенство, простые люди против аристократов. И тут, кстати, тоже можно построить тоталитарное государство, но уже по желанию.

Жаль, конечно, что пока есть только три кампании, и даже нет свободной игры, потому что недавно вышла стратегия-выживалка Surviving Mars, и у нее был миллион предустановок. А здесь ты только можешь настроить сложность. Но с другой стороны, у Frostpunk нет миллиона других проблем, которые, напротив, есть у Surviving Mars. И прежде всего она интуитивная, наглядная и просто комфортная. Это важно, потому что в игре много разных, но влияющих друг на друга систем и процессов.

Frostpunk работает сразу на нескольких уровнях. На первом уровне это градостроительная стратегия, где нужно строить, прокачивать и добывать, чтобы дальше строить, прокачивать и добывать. На втором — выживалка, которая только добавляет причин строить, прокачивать и добывать. Плюс, заставляет исследовать мир ради ресурсов. А на третьем уровне это политическая стратегия, где граждане бесятся, лезут на баррикады, грабят, ноют и часто высказывают радикальные просьбы. Типа, «эй, начальник, разреши работать сверхурочно». Или «давайте будем отдавать детям двойную порцию еды». Жители могут подраться друг с другом, и тебе придется принимать чью-то сторону. А такие вещи влияют на общее настроение в городе. На то самое настроение, на которое также сильно влияет то, как ты строишь, прокачиваешься и добываешь. Сегодня тебя держат за яйца, завтра ты держишь за яйца, а послезавтра за яйца опять держат тебя. Ты можешь издавать законы, чтобы сдерживать людей, но даже закручивание гаек не всегда спасает.

Эта движуха накрывает с головой. Ты уходишь в нее, забывая про все на свете. Чему, кстати, сильно способствует музыка. Она загружает отчаянием и волнением, не замолкая ни на секунду. Поэтому каждая секунда эпична. Тебя всегда сопровождает чувство прямо на твоих глазах происходит самое важное. В каком-то смысле это даже правда, потому что стратегические ошибки обычно вылезают не сразу. Ты можешь просчитаться в самом начале, а поймешь это лишь к середине или концу сценария, и придется переигрывать заново. В итоге, несмотря на то, что сценариев всего три, ты часто обламываешься, пробуешь снова, развиваешься либо в одну сторону, либо в другую — и так незаметно набегают десятки часов. А с ними ты получаешь поразительно много сильных переживаний. Так много, что места себе не найти.

Рецензируемая версия игры: PC

Плюсы:

Минусы:

Оценка: 9.5

Вердикт: это как днями напролет смотреть финал BioShock Infinite, и каждый раз — как первый.

Ссылка на основную публикацию